Методические разработки




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ ПО ТЕМЕ:
«Путешествие на Остров Сокровищ»
 Подготовила: Дзюба Юлия Эдуардовна
педагог первой квалификационной категории

 АННОТАЦИЯ

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей с нарушением речи, направлен на реализацию образовательной области «Речевое развитие».
Конспект разработан с учетом специфических для детей данной возрастной группы форм деятельности: познавательная, игровая, исследовательская. 
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования реализация образовательной области «Речевое развитие» предполагает развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; обогащение активного словаря; развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.


Данная непосредственно образовательной деятельность организована в режиме интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетические развитие».
Методы, использованные на занятии, соответствуют возрасту и особенностям развития детей:
- игровые: мотивация, погружение в игровую ситуацию;
- словесные: объяснение, пояснение, проблемные вопросы,  поощрение;
- наглядные: показ образца, показ способа действий, демонстрация презентации.
Предложенная форма проведения занятия создает мотивационную готовность дошкольников к взаимодействию с педагогом, а успешное сочетание разных видов деятельности позволяет сохранить у детей познавательную и речевую активность на протяжении всего занятия.
Использование нетрадиционных педагогических технологий дает больший воспитательный и образовательный эффект.
Образовательная деятельность направлена на:
- воспитание звуковой культуры речи - развитие восприятия звуков родной речи и произношения;
- формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими;
- формирование умения работать в команде и находить решения на поставленные вопросы.

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: непосредственно образовательная деятельность.
ТЕМА: «Путешествие на Остров Сокровищ».

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Образовательные задачи:
·     формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте,
·     формирование умения отвечать на вопросы, высказывать свои суждения,
·     формирование звуковой культуры речи,
·     развитие музыкального слуха, т.е. различение интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте, длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок,
·     закрепление навыков естественного звукообразования,
·     развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений.

Развивающие задачи:
·     развивать речь, память,
·     развивать образное мышление, фантазию и творчество,
·     знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение детей игре на них,
·     развитие координации музыкального мышления и двигательных функций организма,
·     работа над ритмическим слухом,
·     развитие мелкой моторики.

Воспитательные задачи:
·     воспитывать эстетические качества,
·     учить выслушивать высказывания товарищей,
формировать умение работать в команде.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
- закрепление навыков естественного звукообразования (образование гласных звуков, согласных твердых и мягких, глухих и звонких);
- чтение отрывка повести Остров сокровищ;
- знакомство детей с понятие остров, аборигены, сокровище, коренные, предки.

МАТЕРИАЛЫ, ИНСТРУМЕНТЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:
- игрушка птица Попугай;
- синтезатор + подставка;
- флейта;
- барабан;
- бубен;
- канат (2шт.);
- гирлянда из цветов (на каждого ребенка);
- музыкальные палочки;
- сундуки (разные по размеру);
- подсказки-напоминалки;
- карточки с изображением музыкальных инструментов (по 3 на каждого ребенка);
-  волшебный цветок из картона;
- 2 мешочка (большой и маленький);
- 30 средних камней синего цвета;
- 30 маленьких зеленых камней (мягких);
- стол;
- 10 стульев;
- магнитофон с флеш-разъемом;

Основные направления работы по развитию речи детей:
1. Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
2. Развитие связной речи: диалогическая (разговорная) речь.
3. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова


ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети заходят в зал, их встречает воспитатель с попугаем на руке.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Попугай (воспитатель другим голосом): Здррравствуйте! Здррравствуйте! Здррравствуйте! Очччень интеррресно, кто вы такие? Вы наверное мышата?
(Ответы детей). Конечно, нет.
Попугай: Может котята?
(Ответы детей). Конечно, нет.
Попугай: Может лисята?
(Ответы детей). Конечно, нет.
Попугай: А может смешные поррросята?
(Ответы детей). Конечно, нет.
Попугай: А… вы, наверное, умные ррребята?!
(Ответы детей). Конечно, да.
Попугай: А давайте-ка знакомиться, я попугай Говоррруша.
Воспитатель: А я, ребята, воспитатель и зовут меня Юлия Эдуардовна.
Приятно познакомиться, мы с Говорушей ещё не знаем, как же вас зовут. Давайте знакомиться? Но знакомиться мы будем очень необычным способом. Мы будем имена свои петь. А поможет нам в этом очень замечательный инструмент, кто знает, как он называется?
Дети: Синтезатор.
Воспитатель: Кто знает, какой это инструмент, клавишный, струнный или духовой?
Дети: Клавишный
Воспитатель: Правильно, клавишный.
Упражнение: «Пропой своё имя»
Говоруша: Ох, какие молодцы, здорово справились с заданием, все перезнакомились! А хотите отпррравиться в интеррресное путешествие? Отпррравляемся, друзья!
Воспитатель: Мы сейчас сядем с вами на корабль и отправимся в открытое море!
Звукозапись «Шум моря».
Воспитатель: Давайте поможем ветру нести наш корабль по морю
Упражнение «Ветер» (Дуем, сильно надувая щёки 3 - 4 раза).
Говоруша: ООО! Земля! Земля! Шваррртуемся!
Воспитатель: Чтобы нам пришвартоваться, надо очень постараться!
Вы ребята всё за мной повторяйте, так мы быстро все доберёмся.
Надо сначала опустить якорь.
Упражнение: «Выкинуть якорь» со звуком «бульк».
Воспитатель: А теперь опустить на воду шлюпки.
Упражнение: «Опустим лодку на воду» со звуком «плюх».
Воспитатель: А сейчас залезаем и садимся в шлюпки.
Упражнение: «Перемещение» со звуком «топ-топ-топ».
Воспитатель: А сейчас гребём к берегу вёслами по воде.
Упражнение: «Гребля» со звуком «хлюп-хлюп-хлюп».
Воспитатель: Ну вот, мы прибыли к берегу, и выходим на него, а под ногами чавкает мокрый песок.
Упражнение: «Болото» со звуком «чав-чав».
Воспитатель: Оглядываемся по сторонам (рука под козырёк)
Дети: М-М-М (в одну сторону).
Дети: У-У-У (в другую сторону).
Воспитатель: Мне кажется, что я вижу аборигенов. А кто это такие?
Дети: Это коренные жители этого острова, люди, которые живут здесь всегда и их предки жили здесь…
Воспитатель объясняет слова «коренные» и «предки».
Воспитатель: Смотрю я, что у них сейчас какой-то весёлый праздник.
А вы хотите побыть такими аборигенами и поучаствовать в празднике, повеселиться?
Дети: Да.
Воспитатель: Оденем украшения, как у них.
Дети разбирают гирлянды из цветов.
Воспитатель: А чтобы было веселей, мы сейчас потанцуем и поиграем на весёлых инструментах. Эти инструменты называются «Рёбрышки».
Хранятся они в специальном сундучке. Только перед игрой на них, их необходимо разогреть, а то они играть не будут
Упражнение: «Массаж пальцев рук».
Воспитатель: Теперь необходимо разделиться на 2 команды.
Воспитатель раздаёт палочки детям
Воспитатель: Ребята, у которых на палочке написана цифра 1, встают налево, а у кого цифра 2 - направо. Музыканты с палочками 1 берут железную палочку, а те, у кого цифра 2, берут ещё 1 такую же палочку, как и в руке.
Воспитатель показывает, как железной палочкой играть по «рёбрышкам»
Воспитатель: Те, у кого 2 палочки, отбивают ритм палочка о палочку.
Звучит музыка, ребята играют.
Говоруша: Ох, молодцы ррребята, здорррово повеселились!
Воспитатель: Ой, ребята, смотрите, здесь ещё что-то лежит!!! Что же это? Как вы думаете?
Дети дают произвольные ответы...
Воспитатель: Ой, да это же похоже на сундук с сокровищами. Давайте посмотрим, что там. Ух, ты! Записка лежит, читаем: «Если вы выполните трудные задания, то на дне этого сундука найдёте сокровища. Удачи! Капитан Флинт». Что ж это за сокровища такие? Странно… Смотрите. Это что? (Достаёт флейту)
Дети: Флейта
Воспитатель: А что это? (Достаёт бубен)
Дети: Бубен
Воспитатель: А что же это? (Достаёт барабан)
Дети: Барабан.
Воспитатель: Как можно все эти предметы назвать одним словом?
Дети: Музыкальные инструменты.
Воспитатель: Давайте записку с заданием прочтём: «Знаете ли вы, какие бывают звуки?
Дети: Гласные, согласные.
Воспитатель: И сейчас мы начнём с гласных звуков. Скажите, как мы можем узнать, что звук гласный?
Дети: Он поётся, губы, язычок и зубы не мешают пению звука.
Воспитатель: Какой же инструмент может нам показать, как поются гласные?
Дети: Флейта.
Воспитатель: Послушайте, какой голос у неё. Какие песни поёт флейта?
Сейчас мы с вами поиграем. Давайте посмотрим на подсказку, как же надо ротик открывать правильно, чтобы был правильный звук.
Воспитатель достаёт подсказку «напоминалку» – связку смайликов с разными ротиками.
Воспитатель: Смотри и повторяй за мной - пропеваем гласные А, О, У, теперь добавляем звук Ы, а теперь И.
Дети: Повторяют звуки А, О, У, Ы, И
Упражнение сопровождается показом рук, в соответствии с произносимым звуком, сначала медленно, потом темп увеличивается
Воспитатель: А согласные звуки бывают какими по звонкости?
Дети: Звонкими и глухими.
Воспитатель: Какой инструмент может означать звонкие согласные?
Дети: Бубен.
Воспитатель: Назовите такие звуки.
Дети: Б, В, Г, Д.
Воспитатель: Правильно, а глухие звуки издаёт?
Дети: Барабан.
Воспитатель: Назови такие звуки?
Дети: П, Ф, К, Т
Воспитатель: Поиграем? У каждого под стульчиком есть 3 карточки с музыкальными инструментами. Я называю звук, а вы показываете нужный инструмент: если гласный, то флейта, если звонкий согласный, то бубен, если глухой согласный, то барабан.
Дети играют.
Воспитатель: Молодцы, все старались.
Ой, посмотрите, ребята, у меня здесь есть волшебный цветок, только он не расцвёл. Давайте ему поможем зацвести! Надо его раскрасить синими и зелёными цветами. А какие согласные бывают по мягкости?
Дети: Твёрдые и мягкие.
Воспитатель: У меня есть 2 чудесных мешочка. Смотрите, как вы думаете, что там такое?
Дети обследуют мешочки и определяемют: лёгкий - тяжёлый, мягкий - твёрдый, маленький - большой.
Воспитатель: Теперь на ощупь, что там?
Дети определяют.
Воспитатель: Достаньте каждый по 3 зелёных камушка (из губки) – мягкий, синий - твёрдый. Эти необычные камушки будут означать твёрдый и мягкий согласный. Я говорю твёрдый согласный, вы кладёте на синий лепесток синий камешек, а если мягкий согласный, то на зелёный лепесток зелёный камешек. Так и зацветёт наш цветок.
Воспитатель называет 3 твёрдых звука С, Л, Ш и 3 мягких СЬ, ЛЬ, Щ.
Дети выполняют.
Воспитатель: Вот здорово! Зацвёл на волшебный цветок. Ну, наверно, все трудные задания мы выполнили. Что же на дне сундука с сокровищами?
О, ребята, да это, правда, сокровище…
Это - «напоминалки» гласных звуков. Подарок для каждого из вас!
Теперь вы не забудете, как правильно их произносить.
Здорово, а теперь давайте отправимся домой на корабле.
Садитесь на корабль.
Звучит шум моря.
Упражнение «Ветер» дети дуют как ветер.
Шум моря стихает.
Воспитатель: Мы опять в детском саду, пора прощаться.

Рефлексия:

Понравилось ли вам наше путешествие? А что понравилось? Что было трудным в заданиях? А что лёгким?

1 комментарий:

  1. Занятие очень хорошее и конспект по всем правилам. Молодец!

    ОтветитьУдалить