Наша речь осуществляется благодаря четкой
и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной
частью речи является дыхание. К органам дыхания относятся: грудная клетка,
легкие и дыхательные пути (наружный нос, полость носа, глотка, гортань, трахея,
бронхи). Дыхательный аппарат обеспечивает газообмен между вдыхаемым воздухом и
кровью, а также очищение от пылевых частиц, увлажнение и согревание вдыхаемого
воздуха.
Физиологическое, или жизненное, дыхание
складывается из вдоха и выдоха, которые сменяют друг друга. Оно призвано
поддерживать жизнь в организме путем газообмена. Речевое дыхание призвано
участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе. Оно
отличается от жизненного тем, что это управляемый процесс. В речи вдох
короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от
длины фразы. Речевое дыхание считается неправильным, если дыхание учащено,
выдох укорочен, слишком большой вдох или добор воздуха заметен для
окружающих.Наиболее правильное, целесообразное и удобное для речи диафрагмально-реберное
дыхание.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой
способствует воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным
вдохом, профилактике болезней дыхательных путей. Такие заболевания, как ринит,
ринофарингит, риносинусит, гайморит, хронический бронхит, аденоидит, полипы
носовой полости часто являются причиной звукопроизношения у детей, затрудняют
процесс правильного речевого дыхания, меняют интонационную окраску голоса,
вызывают изменения в строении органов артикуляции.
Правильное носовое дыхание способствует
тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение,
препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения.
В дошкольном учреждении дыхательным
упражнениям необходимо уделять особое внимание. Правильное речевое дыхание –
основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют
энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.
При занятиях необходимо соблюдать
следующие требования:
– выполнять упражнения каждый день по 3 –
6 мин, в зависимости от возраста детей;
– проводить упражнения в хорошо
проветриваемых помещениях или при открытой форточке;
– заниматься до еды;
– заниматься в свободной, не стесняющей
движения одежде;
– дозировать количество и темп проведения
упражнений;
– вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать
– через рот;
– вдыхать легко и коротко, а выдыхать –
длительно и экономно;
– в процессе речевого дыхания не напрягать
мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать
при выдохе;
– после выдоха перед новым вдохом сделать
остановку на 2 – 3 сек.
ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО И РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
«Задуй упрямую свечу» – в правой руке держать цветные
полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот;
затем длительно выдыхать, «гасить свечу».
«Паровоз» – ходить по комнате, имитируя
согнутыми руками движения коле паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя
скорость движения, громкость и частоту произношения.
«Пастушок» – подуть носом в небольшую дудочку
как можно громче, чтобы созвать разбежавшихся в разные стороны коров; показать
ребенку, что необходимо вдохнуть через нос и резко выдохнуть в дудочку.
«Гуси летят» – медленно и плавно ходить по
комнате, взмахивая руками, как гуси; руки-крылья на вдохе поднимать, на выдохе
опускать, произнося «гу-у-у» (8-10 раз).
«Кто громче» – выпрямить спину, сомкнуть губы,
указательный палец левой руки положить на боковую сторону носа, плотно прижимая
левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой ноздрей (рот закрыть) и произносить
(выдыхать) «м-м-м», одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по
правой ноздре (в результате получается длинный скандированный выдох); звук [м]
надо направлять в нос, он должен быть звучным; выполнить такие же действия,
прижимая правую ноздрю.
«Аист» – стоять прямо, поднять руки в
стороны, одну ногу, согнув в колене, вынести вперед и зафиксировать положение
на несколько минут, удерживая равновесие; на выдохе опустить ногу и руки, тихо
произнося «ш-ш-ш» (6-7 раз).
«Маятник» – сесть по-турецки, руки на затылке;
спокойно вдохнуть (пауза 3 сек), наклониться вперед – выдох, возвратиться в
исходное положение – вдох. Повторить 3 – 4 раза.
«Охота» – закрыть глаза, по запаху
определить, что за предмет перед вами (апельсин, духи, варенье и т.д.)
«Шарик» – представить себя воздушными
шариками; на счет 1, 2, 3, 4 сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание.
Затем на счет 1 – 5 медленно выдохнуть.
«Каша» – вдыхать через нос, на выдохе
произнести слово «пых». Повторить не менее 6 раз.
«Ворона» – сесть прямо, быстро поднять руки
через стороны вверх – вдох, медленно опустить руки – выдох. Произнести:
кар-р-р!
«Покатай карандаш» – вдохнуть через нос и, выдыхая
через рот, прокатить по столу круглый карандаш.
«Греем руки» – вдыхать через нос и дуть на
озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.
«Пилка дров» – встать друг против друга
парами, взяться за руки и имитировать распиливание дров; руки на себя – вдох,
руки от себя – выдох.
«Дровосек» – встать прямо, ноги чуть уже плеч;
на выдохе сложить руки топориком и поднять вверх. Резко, словно под тяжестью
топора, вытянутые руки на выдохе опустить вниз, корпус наклонить, позволяя
рукам «прорубить» пространство между ногами. Произнести «ух». Повторить 6 – 8 раз.
«Сбор урожая» – встать прямо, поднять руки вверх,
чтобы достать яблоки – вдох (пауза 3 сек). Опустить руки, наклонить корпус
вперед и вниз – выдох. Повторить 3 – 4 раза.
«Комарик» – сесть, ногами обхватить ножки
стула, руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону;
на выдохе показать, как звенит комарик – «з-з-з»; быстро вернуться в исходное
положение. Новый вдох – и поворот в другую сторону.
«Сыграем на гармошке» – встать прямо, ноги слегка
расставить, руки на поясе. Вдохнуть (пауза 3 сек). Наклон в левую сторону –
медленно выдохнуть, растянув правый бок. Исходное положение – вдох (пауза 3
сек). Наклон в правую сторону – медленно выдохнуть. Повторить 3 – 4 раза.
«Трубач» – поднести к губам воображаемую
трубу. Имитируя движения трубача, нажимать пальцами на воображаемые клавиши, на
выдохе произнося «ту-ту-ту» (10 – 15 сек).
«Жук» – сесть, руки развести в стороны,
немного отведя их назад – вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук
– «ж-ж-ж», одновременно опуская руки вниз.
«Шину прокололи» – сделать легкий вдох, выдыхая,
показать, как медленно выходит воздух через прокол в шине – «ш-ш-ш».
Комментариев нет:
Отправить комментарий